search

16:04
Жив казак - жива Россия!
Сегодня в музее «Поиск бессмертия» МБУ МДК прошел исторический урок, посвященный теме «Казачество на Ставрополье» для студентов Лермонтовского регионального многопрофильного колледжа. Мероприятие подготовлено сотрудниками музея и центральной библиотеки города Лермонтова.

Первая часть мероприятия была посвящена этимологии слова «казак», истории казачества, выдающимся людям - выходцам из казачьего сословья.
Депутат совета города Лермонтова, представитель казачества нашего города А.М. Карибов рассказал о работе казаков города с молодежью. Приоритетным направлением в работе является спортивная подготовка ребят. В заключение своего выступления Александр Михайлович ответил на вопросы студентов.
Вторая часть мероприятия была посвящена традициям казаков: вера, казак и родители, уважение старших, свадебный обряд, казак и гости, отношение к женщине, застолье и подарки, кинжал у казака, проводы казака на войну, рождение и воспитание казака, казацкие песни.

Казацкие корни уходят в глубокую древность, когда жизнь казаков была связана с частью Скифии Азиатской. По сообщениям древних историков можно довольно точно установить историю возникновения имени — казаки. У древних греков оно первоначально писалось кассаки, по-скифски это означало белые олени.
Олень был тотемным знаком этого могучего племени.
В 5 веке, после нашествия гуннов, они были оттеснены в пространство между Волгой и Яиком и верхнедонскую лесостепь, оседлая часть этих племен осталась на Кавказе. Там в 860-м году, после проповеди Св. Кирилла кассаки приняли христианство. Приазовье и Тамань в те времена назывались землей Касак.
В 15 и 16 вв. казачьи поселения были устроены в степной полосе, носившей название «Дикого поля». Эта степная полоса была широкой — 400 — 500 км и тянулась от южных отрогов Уральского хребта и северных берегов Каспия, с востока на запад по северным берегам Азовского и Черного морей до Карпатских гор. На севере этой полосы находились окраинные города Московского государства.
Российское государство расширялось. Передовыми русскими форпостами стало казачество.
В казачьих войсках постепенно, начиная с Петровских времен, ликвидировалась выборность атаманов и старшин войск. Они стали назначаться. Войсковой круг (рада) был отменен. Несмотря на проведенные преобразования, Петр Великий пользовался уважением среди казаков и сам их уважал. Например, предписав в России повсеместное употребление немецкого платья и запретив бороды, не распространил сего на казаков.
По положению 1835 года все мужское население с 18 лет обязано было нести военную службу 25 лет, являясь со своим обмундированием, лошадью, холодным оружием.
Возглавлял войска атамана всех казачьих войск. Во главе каждого войска стоял наказной (назначенный) атаман.
Первыми русскими поселенцами на Кавказе были гребенские казаки, получившие свое название от того, что селились по гребням гор.
Живя за Тереком, гребенские казаки близко сошлись со своими соседями — горцами, у которых видели также своего рода казачество, ту же вольность, не терпящую никаких ограничений и стеснений. Гребенцы охотно вступали с ними в брачное родство, переняли много привычек и обычаев, приняли их национальный костюм, но в то же время твердо держались своей веры.
Казачество дало России много выдающихся людей, таких как: Михаил Александрович Караулов (2-й), Ермак Тимофеевич, Семен Иванович Дежнев, Матвей Иванович Платов, Василий Ильич Сафонов.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.
Прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш».
Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия. Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

Зав. музейным отделом - С.К. Степанова
Сотрудник Центральной библиотеки – К.С. Моисеева
Фото – Л.В. Воронцова
Поделиться с друзьями:
Категория: Культура | Просмотров: 2277 | Добавил: Kassandra | Теги: депутат города, казачество, библиотека, музей, культура | Рейтинг: 4.7/3

Схожие материалы (по ключевым словам):
Всего комментариев: 0
avatar